Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Одним из инструментов расследования последствий ДТП, где пострадали пассажиры, пешеходы, водитель, где был поврежден автотранспорт служит экспертиза дорожных происшествий, которую в разных случаях именуют то автодорожной, то дорожно-транспортной, то дорожной.

Однако ни одно из этих названий не является правильным и научно-обоснованным, но об этом позднее.

Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (дорожная либо автодорожная экспертиза) остается самым редким видом автотехнических экспертиз, чему служит целый набор причин.

Независимо от того факта, что дорожно-транспортная (дорожная или автодорожная) экспертиза приобрела свое наименование более семи лет тому назад, подавляющее количество адвокатов, судей, следователей, юристов все также назначают в суде или следствии) «автотехническую экспертизу», то есть, обозначая лишь класс экспертиз, не уточняя вида экспертизы.

Из-за столь общего и абстрактного обозначения данной экспертизы, в нашей практике довольно часто появляются ситуации, когда в офис экспертной организации, где имеются «автоэксперты» (оценщики автомобилей, оценщики ущерба, эксперты в области транспортной трасологии), приходят материалы дела, где требуются познания именно эксперта по исследованию дорожных условий ДТП (дорожной разметки, дорожных знаков, полотна дороги, дорожно-транспортных происшествий).

Возникает неприглядная ситуация, в результате которой дело возвращается в следственные или судебные органы без надлежащего исполнения, в результате чего установленные сроки затягиваются по причине элементарной неграмотности вышеперечисленных участников судебного процесса.

Главные цели и задачи судебной дорожно-транспортной (автодорожной) экспертизы:

• ситуация на месте дорожно-транспортного происшествия: состояние покрытия проезжей части, обочин, участка дороги за пределами дорожного покрытия;

• состояние дорожного покрытия в месте ДТП, наличия закруглений, уклонов в поперечном и продольном направлении;

• условия видимости и обзорности водителя;

• установление возможности (невозможности) всестороннего восприятия водителем ситуации;

• экспертиза технической возможности предотвращения ДТП;

• определение значений параметров и коэффициентов, который характеризуют движение транспортных средств и прочих объектов на месте ДТП: коэффициентов сцепления и сопротивления при перемещения автомобиля и других объектов по поверхности автодороги;

Установление факторов, связанных с обстановкой перед ДТП, способствовавших возникновению происшествия: неверное расположение дорожных указателей, неблагоустроенность дороги, неправильная разметка дороги, отсутствие нужных дорожных знаков и иные негативные условия обстановки.

Для проведения судебной автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы эксперту необходимо предоставлять имеющиеся материалы гражданского, административного, уголовного дела, относящиеся к ДТП. Должностному лицу назначающему дорожную экспертизу необходимо знать, что для полного и всестороннего исследования необходимо изучение имеющегося комплекса информации о ДТП.

В частности, в случаях, где важной причиной дорожно-транспортного происшествия выступают погодные условия обязательным документом будет являться справка о погодных условиях в момент происшествия.